Ход НОД:
(Вход под мелодию русской народной песни «Светит месяц»)
- У нас сегодня необычное занятие. Мы с вами совершим путешествие в волшебную и удивительную страну, где много звуков, музыки, хорошего настроения.
- Послушайте внимательно стихи и угадайте сами, что это за страна?
Послушай, как щебечут птицы, послушай, как поёт волна,
Как дождь в окно твоё стучится, повсюду музыка слышна!
Вслушайся: весь мир поёт - шорох, свист и щебет.
Музыка во всём живёт, мир её волшебен!
Льется музыка рекою, закружила все вокруг
И кораблики мелодий выплывают из - под рук
Их волна крутая гонит, но унять не может, нет
В царстве музыки волшебной поплывем за ними в след! (Музыкальная)
- Правильно! Это музыкальная страна, а живут в ней музыкальные инструменты.
- Как мы её назовём? (В ней живут музыкальные инструменты, значит, она называется «Инструментальная»).
- Что за инструменты живут в этой стране, мы узнаем с помощью игры «Собери картинки».
Описание игры: «Собери картинку».
Каждый получает конверт с разрезанными картинками русских народных инструментов
1-й: балалайка; 2-й: гармошка; 3-й: свистулька, 4-й: ложки; 5-й: бубен.
Дети складывают из кусочков целую картинку. Картинки вывешиваются на магнитную доску.
Какие же инструменты живут в этой музыкальной стране. (Русские народные инструменты) Молодцы! Значит, цель нашего путешествия: познакомимся с русскими народными инструментами, с их звучанием, с музыкальным творчеством русского народа.
Русский народ очень любил исполнять песни под музыку с инструментами, которые сам же и создавал.
Какие русские народные инструменты вы знаете?
Ну что ж, тогда пора отправляться в путь, чтобы продолжить знакомство с музыкальными инструментами русского народа.
Путешествовать мы будем на поезде. Вы готовы? Ну что ж тогда в путь!
Сигнал свистка. Под музыку «Поезд» дети, выстроившись в виде поезда, двигаются друг за другом.
Итак, 1-я остановка. Как она называется? Правильно, называется она «Свистулькино»
Как вы думаете, с каким музыкальным инструментом мы здесь познакомимся? (Со свистулькой)
Внимательно рассмотрите этот музыкальный инструмент. Как вы думаете, из чего изготовляли свистульки? (Из глины)
Свистулька - это музыкальный инструмент Древней Руси и русский народ изготовлял его из глины.
Пение, какой птички напоминает звучание свистульки? (Жаворонка)
Да, звучание свистульки напоминает пение жаворонка.
Много лет назад свистульки использовались как игрушки для детей,
А как вы думаете, при помощи чего извлекается звук в свистульке? (При помощи дутья). Правильно!
Значит к какой группе инструментов относится свистулька? (К духовой)
Молодцы! Но нам пора в дорогу! Продолжаем наше путешествие. (Сигнал свистка, дети двигаются к следующей остановке)
Внимание! Мы приближаемся к 2-ой остановке, название которой вы узнаете, отгадав мою загадку:
Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит.
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка!
Это наша… (балалайка)
Правильно! Балалайка. Опишите, какая она? (Она треугольная, сделана из дерева, со струнами)
Балалайка относится к струнной группе инструментов. Как вы думаете, почему? (У неё струны, поэтому относится к струнной.) Так же к этой группе относится и домра – нежная, певучая, красивая. От нее и произошла веселая балалайка. Так как же называется эта остановка? «Балалайкино - Домрино» Сигнал свистка
На этой остановке нас дожидается ещё один инструмент, а вот какой послушайте загадку о нём:
В руки ты её возьмёшь, о растянешь, то сожмёшь.
Звонкая, нарядная, русская, двухрядная!
Заиграет, только тронь. Как зовут её?. (гармонь)
- Молодцы! Так как мы назовём нашу 3-ю остановку:
Да, можно назвать «Гармошкино»
Гармошка или гармонь - это старинный русский народный музыкальный инструмент. Без гармошки не обходился ни один праздник: под гармошку пели частушки и плясали!
Первые русские гармошки стали изготавливать в городе Туле. Этот город уже славился своими Тульскими пряниками и самоварами. Гармошки тоже стали называться - Тульскими. У Тульской гармошки очень красивая отделка - это нарядная гармошка. Она украшена ягодами или цветами.
Ну что ж, нам снова пора в путь! Впереди нас ждёт ещё одна остановка. Сигнал свистка
Ой, что же это за остановка! Что-то здесь стучит, трещит, звенит! Вы не знаете, куда это мы попали? Что же это за инструменты живут здесь? (Эти инструменты звучат при помощи удара, значит они ударные)
- Правильно! Это ударные инструменты, а остановка называется «Ударная».
- Что это за инструмент? (Бубен)
- Бубен - ударный инструмент.
Угадайте инструмент. (Трещотка). А вот это трещотки. Трещотка - русский народный ударный инструмент; ряд дощечек (до 20 и более, разделённых узкими планочками и нанизанных на ремешок.
Ну, а этот музыкальный инструмент вы хорошо знаете. Это? (Деревянные ложки). Правильно! Есть ещё бубенцы, колокольчики. Раньше в старину бубенчики и колокольчики вешались под дугой удалой тройки лошадей и при быстрой езде встряхивались, издавая серебристые звуки. Звук у колокольчиков более чист и ярок по звучанию.
Отгадайте, пожалуйста, загадку, которую я сейчас прочитаю:
Балалайки, гусли, домры и баяны, и гармошки.
Есть трещотки, дудки, бубны даже расписные ложки.
Все играют звонко, дружно слушать их не надоест.
Отгадать, ребята, нужно, что это? (Это оркестр.)
Каждый инструмент источник звука и красив по-своему. А, если их собрать в дружный коллектив, то получится? (Оркестр)
Как вы думаете, что такое оркестр? (Оркестр - это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах) Скажите, если инструменты русские народные, то какой оркестр? (Оркестр русских народных инструментов)
А теперь давайте создадим свой оркестр. Поиграем немножко! (Под звучание домры, свистульки и шумовых инструментов исполняется русская народная песня «Как под горкой» или «Во саду ли, в огороде»)
Молодцы!
Вот и пришла пора прощаться с этой удивительной страной.
Давайте, вспомним, как она называется? (Музыкальная, инструментальная)
На каких остановках мы с вами побывали? («Свистулькино», «Балалайкино-Домрино», «Гармошкино», «Ударная»)
С какими музыкальными инструментами русского народного оркестра мы познакомились? (Балалайка, домра, свистулька, гармошка, бубен, ложки, трещотки)
Звучание, какого инструмента вам больше всего понравилось? (ответы ребят)
Спасибо за занятие!
|