Цель:
- формировать у детей ответственное и доброе отношение к природе родного края;
- сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать.
Задачи:
- Познакомить детей с картой села.
- Закрепить знания детей об обитателях рек, леса; растениях луга, леса.
- Закрепить знание названий некоторых речных рыб, растений и птиц.
- Закрепить классификацию речные и морские рыбы.
- Закрепить знание о значении рек и лесов в жизни человека.
- Развивать память, внимание, речь, мышление детей.
- Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
Предшествующая работа: беседы на природоведческие темы, чтение Л.Кузьминская «Кувшинка», Г.Хасанов «Ландыши», М.Пришвин «Цветущие травы», настольно-печатные игры, дидактические игры: «Птицы-рыбы-звери», «Четвёртый лишний», «Назови цветок», рассматривание иллюстраций.
Оборудование: карта Маянги, карточки рыб, птиц, луговых растений, карточки к блиц - игре «Птицы», игра «Сложи картинку», фото -оформление «река», «луг», «лесополоса».
Ход занятия:
На столе стоит рюкзак.
Воспитатель:
- Ребята, кто-нибудь из вас знает, что это такое? Сегодня мы с вами отправимся путешествовать. Давайте, посмотрим, что есть в рюкзаке.
Воспитатель достает карту.
Что это, ребята? Да, правильно, это карта. Она не простая на ней изображено наше село и его окрестности. Давайте немного изучим нашу карту. Что вы видите на карте? Что это за синие волнистые линии, которых очень много? Правильно, это реки. А как называется река, которая протекает у нас в селе? (Дети: «Маянга») Правильно, ребята, наша речка делит село пополам и бежит дальше впадая в большую реку….. А еще какая река протекает недалеко от нашего села? (Дети: «Большой Иргиз»). Правильно, наша река Маянга впадает в Иргиз.
Посмотрите, ребята, у меня есть несколько фото наших рек, и послушайте стихотворение.
Как не терпится реке
Пробежаться налегке.
А зимою подо льдом
Волны катятся с трудом.
Утром в лунку рыбака,
Как в "глазок" глядит река:
- До весны недалеко.
Скоро будет мне легко.
Давайте посмотрим, что еще у нас есть в рюкзаке. (Воспитатель достает удочку). Ну что, ребята, порыбачим в нашей реке?
Игра «Вылови рыбку»
Посмотрите внимательно, вся ли эта рыба есть в наших реках? А какая же рыба здесь лишняя. Я думаю, что нам с вами нужно непрошенных гостей отправить в места их обитания. В наших реках и без них много рыбы.
- Ребята, а какая же рыба осталась? (речная, перечисляют).
Давайте отправимся дальше.
Воспитатель:
- Взглянем ещё раз на карту и определим наш маршрут. Посмотрите, на карте есть ещё зеленый цвет. Это заливные луга. Что такое заливные луга? Давайте с вами вспомним: весной когда растает снег и лед «сходит» с реки, наша Маянга «выходит» из берегов и затапливает все вокруг. (Дети: И родник затапливает, и к дому вода подходит»). Совершенно верно. Заливные луга особенный тем, что когда идет паводок, их затапливают и там получается водоем. Могут утки, гуси плавать, рыбу можно ловить. Потом как вода спадет, травку косить. И сено возить.
Давайте вдохнём запах многотравия. Как мне нравится этот запах! А вам, ребята? А вы знаете, какие растения растут на лугу? А я сейчас проверю.
Игра «Угадай растение»
Загадки
В белой шапке стоит дед,
Если дунешь, шапки нет! (Одуванчик.)
Как зовут меня, скажи
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок
Синеглазый... (василек).
Знакома с детства каждому
Их белая рубашка.
С середкой ярко-желтой
Что за цветок? (Ромашка.)
Зеленый плот
По реке плывет,
На плоту красавица
Солнцу улыбается. (Кувшинка.)
- Молодцы, ребята.
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите на карту. Какой цвет вы ещё видите на карте? А как вы думаете, что означает темно -зеленый цвет? Да, зеленый цвет – это лес. Но лесов во круг нашего села нет, есть лесные полосы.
Лесны́е по́лосы, или Лесозащи́тные полосы — защитные лесные насаждения в виде рядов деревьев и кустарников, создаваемые среди пахотных земель, на пастбищах, в садах, железных и автомобильных дорог, по бровкам оврагов, на склонах и т. п.
Лесные полосы создаются для преодоления вредного влияния суховеев на урожай, улучшения водного режима почвы путём задержания снега и уменьшения испарения, а также для защиты автомобильных дорог от снежных и песчаных заносов.
Воспитатель:
Давайте мы ребята с вами отправимся в нашу лесную полосу и познакомимся с жителями ее. Ребята, а вы знаете правила поведения в лесу.
Дети читают «Лесные правила».
«Лесные правила» (Н. Рыжова)
Если в лес пришли гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять;
Ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу - всего лишь гость.
Здесь хозяин - дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Воспитатель:. Закройте глаза и подставьте лицо солнцу. Что вы слышите? (пение птиц). Да, в лесу много разных птиц.
Блиц-игра «Птицы»
(Воспитатель показывает картинки птиц, перелетных или обитающих в данной местности, дети быстро должны назвать птицу и сказать перелетная она или зимующая)
- Молодцы, ребята! Много птиц знаете.
А теперь давайте проведем физкультминутку
Деревья
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
Ребята, давайте узнаем, кто еще живет в наших лесополосах. Воспитатель достает из рюкзака разрезные картинки диких животных, живущих в нашей местности.
Игра «Сложи картинку»
Детей просят рассказать о некоторых из них.
Воспитатель:
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что же нам рассказала карта? А сейчас мы с вами вернулись в наш детский сад.
Рефлексия
Вместе с детьми делаю вывод, что природа родного края богата, красива и разнообразна и её надо беречь, природа в нашей местности действительно чудесная. Родной край – самое дорогое место для нас. Здесь мы родились и живем, здесь наши друзья.
Список используемых источников.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/03/10/konspekt-nod-po-poznavatelnomu-razvitiyu-moya-malaya
https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/09/17/nod-v-starshey-gruppe-moy-kray-rodnoy
http://www.idealdomik.ru/temy-mesjaca/iyun/zagadki-pro-cvety-dlja-detei-5-7-let-s-otvetami.html
http://doshvozrast.ru/roditeli/roditelistihi11.htm
|