Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 18:11

Официальный сайт МАДОУ с.Маянга

Меню сайта
Категории раздела
Музыкальный руководитель [2]
Старший воспитатель [9]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 25
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Консультация для педагогов

В программах дошкольного образования одной из основных задач образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений определяют задачу овладения детьми речью как средством общения и культуры.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речифонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Проблемы в речи детей:

  • высказывания короткие;
  • состоят из фрагментов, логически не связанных между собой;
  • отличаются непоследовательностью;
  • содержат низкий уровень информативности.

Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Поэтому перед нами встает задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно. Решая данную задачу, в своей работе педагоги используют как традиционные, так и нетрадиционные методики по речевому развитию. Одной из таких нетрадиционных методик является мнемотехника  (мнемоника).

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному.

В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами,

Т.А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями,

В. П. Глухов – блоками-квадратами,

Т. В. Большева. – коллажем,

Л.Н. Ефименкова - схемами составления рассказов.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы–рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

 

Слова К.Д.Ушинского «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» подтверждают, что наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, и использование мнемотехники позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.

 

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам? Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно - образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.

 

Приведу несколько широко известных мнемонических фраз или слов. Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан". Или аналогичная ей "Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь". Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов: красный, оранжевый, желтый и так далее.

Мнемотехника помогает развивать:

  • Зрительную и слуховую память
  • Зрительное и слуховое внимание
  • Воображение
  • Восприятие
  • Развивает кругозор
  • Развивает все стороны речи

В развитии ребенка важна последовательность. Обучение по мнемотехнике должно происходить поэтапно, тогда оно сможет принести наиболее эффективные результаты. Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа:

1 этап: Знакомство с символами. Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.

2этап: Учим детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов, а так же учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

3 этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Мнемоквадраты – символическое или образное изображение одного предмета или действия (строка стихотворения, первые строки сказки и т.д.);

Мнемодорожки – последовательность предметов, действий, связанных одной сюжетной линией.

Мнемотаблицы - это схема, в которую заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план – схему (младшая, средняя группы, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы (старшая, подготовительная группы). 

Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации.

Но весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие.

Поэтому, когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает эту взаимосвязь,  и в дальнейшем, когда ребенок ассоциативно вспоминает по одному из образов, то мозг сразу же воспроизводит все ранее сохраненные образы.  

Методика разучивания стихотворений с использованием мнемотехники:

  • Педагог выразительно читает стихотворение.
  • Задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
  • Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
  • Сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  • Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
  • Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

 

Классический способ заучивания стихотворений. 

Он состоит из нескольких этапов:

Подготовительный этап.

Для начала нужно создать определенное эмоциональное, поэтическое настроение, соответствующее стихотворению. Например, если стихотворение про осень, прогуляться на улице, рассмотреть картинки в книге, поговорить о том, что ребенку нравится в осени. Попутно объяснить слова, которые могут быть не знакомы ребенку и встретятся в стихе.

Выразительное чтение стиха взрослым.

Далее взрослый выразительно прочитывает стихотворение и делает небольшую паузу, чтобы ребенок мог осмыслить стихотворение. На этом этапе не ставится задача запомнить стихотворение!

Обсуждение.

Задайте следующие вопросы?

– О чем стихотворение?

– Понравилось ли тебе?

– Что запомнилось из стихотворения?

– Далее вопросы о словесных составляющих стиха (Какими словами начинается и заканчивается стихотворение? Как описывается лес в стихотворении? Кто главный герой? Какой он? Что делает? и т.д.

Повторное выразительное чтение с установкой на запоминание.

Вы читаете стихотворение еще раз и просите ребенка максимально его запомнить. Далее ребенок воспроизводит стих, а вы немного помогаете (подсказываете первые слоги слов, слова). Затем при необходимости еще раз читаете, и ребенок повторяет.

Некоторые педагоги рекомендуют при заучивании не дробить стих на строки, запоминать целиком. Но если содержание стихотворения позволяет без потери смысла разбить его на части, то лучше разделить стих и сначала выучить первую и вторую часть, а потом их соединить.

Воспроизведение стиха ребенком.

Не надейтесь, что ребенок выучит стих наизусть без запинки с первого раза. Для полного запоминания необходимо около 8-10 повторений в разные промежутки времени. Поэтому вы можете ненавязчиво попросить ребенка рассказать стих на следующий день, вечером папе и так далее.

Результаты обучения детей с использованием мнемотехники.

- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

 

Категория: Старший воспитатель | Добавил: ШишкановаИП (10.12.2020)
Просмотров: 272 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 ppu-prof_Ol  
0
Наша бригада искусных исполнителей приготовлена предлагать вам инновационные средства, которые не только гарантируют надежную протекцию от зимы, но и дарят вашему жилищу стильный вид.
Мы деятельны с современными средствами, сертифицируя долгий запас использования и превосходные результаты. Изолирование внешнего слоя – это не только экономия на отоплении, но и забота о природной среде. Энергоспасающие разработки, какие мы используем, способствуют не только личному, но и сохранению природных ресурсов.
Самое основное: <a href=https://ppu-prof.ru/>Утепление фасада здания снаружи цена</a> у нас составляет всего от 1250 рублей за м²! Это доступное решение, которое метаморфозирует ваш помещение в фактический приятный корнер с минимальными издержками.
Наши проекты – это не просто утепление, это созидание площади, в где каждый элемент выражает ваш уникальный моду. Мы примем в расчет все все ваши просьбы, чтобы переделать ваш дом еще еще более удобным и привлекательным.
Подробнее на <a href=https://ppu-prof.ru/>веб-сайте компании</a>
Не откладывайте дела о своем жилище на потом! Обращайтесь к спецам, и мы сделаем ваш домик не только согретым, но и модернизированным. Заинтересовались? Подробнее о наших предложениях вы можете узнать на веб-ресурсе. Добро пожаловать в пределы комфорта и качественной работы.

Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz